5. Перемещение

Перемещение — это изменение мелодического положения аккорда без изменения баса.

Перемещаться может любой аккорд: трезвучие, секстаккорд, септаккорд и его обращения.

Перемещение трезвучий

Существует три вида перемещений трезвучий:

1. С малым мелодическим скачком (не более кварты) и без смены расположения.
Возможен как вверх, так и вниз из любого расположения. Фактически мы соединяем соседние расположения трезвучий.

2. С малым мелодическим скачком (не более кварты) и со сменой расположения.
При смене расположения действует правило: из тесного расположения возможен скачок только вверх, из широкого — только вниз.
Бас и альт остаются на месте, а сопрано и тенор идут в противоположные стороны в ноты друг друга.

3. С большим мелодическим скачком (не менее квинты) и с обязательной сменой расположения
При смене расположения действует правило: из тесного расположения возможен скачок только вверх, из широкого — только вниз.
Бас и тенор остаются на месте, а сопрано и альт идут в одну сторону в звуки друг друга, получается обращение интервала.

Перемещение секстаккордов

При перемещении секстаккордов обычно движется только один голос — верхний, реже возникают двойные скачки. Особенно эффектен скачок на октаву в кульминации.

Перемещение септаккордов

Возможны два варианта:

  1. Септима остаётся на месте
  2. Септима переходит в квинту, в то время как квинта в другом голосе переходит в септиму.