10. Септаккорды

Септаккордом называется 4-звучие, располагающееся по терциям. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной – большой или малой – терции. В септаккорде 4 звука: прима, терция, квинта, септима (иначе основной, терцовый, квинтовый и септовый тоны).

Все септаккорды – диссонансы. Существует 7 видов септаккордов:

  • малый мажорный (б. 3 + м. 3 + м.3)
  • малый минорный (м. 3 + б. 3 + м. 3)
  • малый с уменьшенной квинтой (м. 3 + м.3 + б. 3)
  • уменьшённый (м. 3 + м.3 + м.3)
  • большой мажорный (б. 3 + м. 3 + б. 3)
  • большой минорный (м. 3 + б. 3 + б. 3)
  • большой с увеличенной квинтой (увеличенный) (б. 3 + б. 3 + м. 3)

Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43) и секундаккорд (2). Они возникают в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх. В обращениях всегда есть секунда (малая или большая): в 65 вверху, в 43 посередине, в 2 внизу. В широких и смешанных расположениях три верхних голоса могут быть расположены по-другому, но в басу всегда: в 65 терция, в 43 квинта, в 2 септима. Особое место среди септаккордов занимает уменьшенный септаккорд из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений.

Септаккорды в ладу

А) в натуральном мажоре и миноре встречаются 4 вида септаккордов: большой мажорный (2 шт.), малый мажорный (1 шт.), малый минорный (3 шт.), малый с уменьшенной квинтой (1 шт.). В каждом из ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях.

Б) В гармоническом мажоре и миноре есть все 7 видов септаккордов, каждый по одному разу.

В) В мелодическом мажоре и миноре 5 видов септаккордов, нет уменьшенного и большого мажорного; малых мажорных и малых с уменьшенной квинтой по 2 шт, остальных по одному.

Малый мажорный септаккорд на V ступени называется доминантовым (D7), на VII – вводный. Наиболее яркий диссоннирующий септаккорд субдоминантовой группы – II7. Все остальные септаккорды – побочные.

Разрешение

Существует два вида разрешений септаккордов: автентическое (септима идёт на ступень вниз) и плагальное (септима остаётся на месте).

А) D7: септима и квинта идут на ступень вниз, терция на ступень вверх, основной тон скачком в I ступень лада. Получается неполное T53 без квинты и с утроенной примой.

Если терцовый тон находится в одном из средних голосов и в разных октавах с басом, то может идти и в V ступень лада (т.е. квинту T53).

В неполном D7 (без квинты) удваивается прима. Это удвоение при разрешении остаётся на месте, а оставшиеся прима, терция и септима разрешаются как обычно. Получается полное T53 с удвоенной примой.

При разрешении обращений D7 основной тон остаётся на месте. Таким образом D65 и D43 идут в T53 с удвоенной примой, а D2 – в T6 с удвоенной примой.

Б) VII7. Называется малым вводным в натуральном мажоре и мелодическом миноре и уменьшенным вводным в гармоническом миноре и мажоре.

Существует два разрешения вводного септаккорда:

Прямое: прима и терция идут вверх на ступень, квинта и септима – вниз на ступень. Если терция находится выше септимы, то тоже может идти вниз на ступень. Таким образом вводный септаккорд разрешается в T53 с удвоенной терцией, 65 и 43 – в T6 с удвоенной терцией, 2 – в T64 с удвоенной терцией. Как исключение может быть удвоена квинта.

Внутрифункциональное разрешение: септима идет на ступень вниз, все остальные звуки остаются на месте. Таким образом 7 идет в D65, 65 в D43, 43 в D2, 2 в D7. Это разрешение обостряет тяготение к T.

В) II7.

1) В T: септима остаётся на месте (плагальное разрешение). Прима обычно идёт на ступень вверх, но в обращениях может идти как вверх, так и вниз на ступень, а также на кварту вверх, чтобы избежать нежелательного унисона с соседним голосом.

Терция в басу идёт на ступень вниз или на кварту вниз; в других голосах – на ступень вниз, редко на ступень вверх.

Квинта всегда идёт на ступень вниз, редко в крайнем голосе квинта идёт на терцию вверх в приму T53.

2) в D53: как D7 в T, это автентическое разрешение.

3) В D7: II7— D43, II65 – D2, II43 – D7, II2 – D65.

Г) Другие способы разрешения диатонических септаккордов:

Автентические:

1) Как D7 в VI53: прима и терция вверх на ступень, квинта и септима вниз на ступень (с удвоенной терцией)

2) Как D7 в III6 (с удвоенной примой)

Плагальные:

1) Как D7 в II53 (с удвоением основного тона, бас на кварту вниз)

2) Как D7 в IV6 (с удвоением квинты).

То есть любой септаккорд может быть разрешён в любое трезвучие лада, кроме тех двух, из которых он состоит.

Д) Переход из одного септаккорда в другой: терцовое соотношение – как VII7 в D7; кварто-квинтовое – как II7 в D7; секундовое соотношение: септима остаётся на месте, остальные голоса на ступень вниз (терция должна быть выше септимы).