15. Диатонические лады (лады народной музыки)

Диатоника (греч. идущая по тонам) – семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. В зависимости от положения устоев в диатоническом звукоряде могут образовываться различные диатонические лады.

Древнегреческие лады (модальная система Древней Греции)

В основе их звукорядов лежали отношения консонансов – кварты, квинты, октавы (т. н. «настройка лиры Орфея»). В отличие от современного понятия октавного лада у греков лады в пределах каждого из этих интервалов считались самостоятельными.

Основная категория лада – тетрахорд. Основные модальные функции звуков греческого тетрахорда: гестоты («неподвижные», «опоры» — краевые тоны, не изменяющиеся во всех родах, своего рода «устои») и кинумены («подвижные», перестраиваемые в разных родах, соответственно, «неустои»). Мелодическое движение было направлено от верхнего звука (в тетрахордах – «гегемона») вниз. Мелодика могла содержать интервалы не только одного из трёх родов (диатона, хромы, энармона), но и их разновидностей.В диатонике было возможно три вида тетрахордов: дорийский (современный фригийский), фригийский (современный дорийский), лидийский (современный ионийский). «Гармонии» (так назывались октавные лады) образовывались при сочленении тетрахордов – раздельном (с целым тоном между смежными тонами) и слитном (без этого тона). Диатонические лады наделялись выразительным характером (т.н. этос).

Средневековые лады

Система монодических ладов средневековой церковной музыки (григорианского хорала). Основные категории церковных ладов – финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования).

Для каждого церковного лада характерны особые мелодические формулы: начальная (иниций), серединный каданс (медиация, медианта), заключительные (финалисы, терминация). Интонированию в церковных ладах в целом присущи возвышенность, спокойствие, созерцательность; избегаются динамизм развития, напряжённость, интенсивность тональных тяготений.

I тон. Дорийский (1-й автентический). Амбитус d-d1, реперкусса a

II тон. Гиподорийский (1-й плагальный). Амбитус a-a1, реперкусса f

III тон. Фригийский (2-й автентический). Амбитус e-e1, реперкусса c

IV тон. Гипофригийский (2-й плагальный). Амбитус h-h1, реперкусса a

V тон. Лидийский (3-й автентический). Амбитус f-f1, реперкусса c

VI тон. Гиполидийский (3-й плагальный). Амбитус c-c1, реперкусса a

VII тон. Миксолидийский (4-й автентический). Амбитус g-g1, реперкусса d

VIII тон. Гипомиксолидийский (4-й плагальный). Амбитус d-d1, реперкусса c

IX тон. Эолийский (5-й автентический). Амбитус a-a1, реперкусса e

X тон. Гипоэолийский (5-й плагальный). Амбитус e-e1, реперкусса c

XI тон. Ионийский (6-й автентический). Амбитус c-c1, реперкусса g

XII тон. Гипоионийский (6-й плагальный). Амбитус g-g1, реперкусса e

IX-XII лады «узаконены» лишь в середине 16 века. Есть и иные системы классификации церковных ладов: Царлино (1573), Мерсенна, в трактате Глареана «Додекахорд» (1547).

Порядок восьми церковных ладов точно совпадает с порядком следования древнегреческих с теми же названиями, но взятыми в обратном порядке. В церковных ладах он как бы идёт снизу вверх в пределах двухоктавного диапазона древнегреческой совершенной системы a-A.

С развитием полифонии на основе церковных ладов возникла модальная гармония средневековья и Возрождения. Появился новый тип ладовой системы (модально-гармонические лады), где качества церковных ладов сохранились лишь в мелодии; лад в целом управлялся иными закономерностями.

Натуральные лады (диатонические полные)

Лады «естественного» происхождения, возникшие без влияния профессиональной музыки. Индивидуальные особенности их определяются интервальным родом, модальными функциями тонов (устой, другие опорные тоны, значение каждого тона, зависящее от его положения в звукоряде и отношения к устою), реперкуссией (специфическими для данного лада путями движения между всеми его опорами) и реализующими её мелодическими попевками.

Они состоят из тетрахордов (4 вида). Фригийский – с малой секундой внизу, дорийский – с малой секундой посередине, ионийский – с малой секундой вверху, лидийский – без малых секунд. Ионийский, фригийский и дорийский лад состоят из одинаковых тетрахордов, остальные – из разных тетрахордов. Лидийский – лидийский + ионийский; миксолидийский – ионийский + дорийский; эолийский – дорийский + фригийский; локрийский – фригийский + лидийский.

Лады в порядке нарастания мажорности:

Локрийский – соответствует натуральному минору с низкой II и низкой V

Фригийский – соответствует натуральному минору с низкой II

Эолийский – соответствует натуральному минору

Дорийский – соответствует натуральному минору с высокой VI

Миксолидийский – соответствует натуральному мажору с низкой VII

Ионийский – соответствует натуральному мажору

Лидийский – соответствует натуральному мажору с высокой IV

Лады с устоями на I и V называют автентическими, а с устоями на I и IV – плагальными (гиполады, доминантовые лады). Гиполад – это как бы автентический лад, где роль тоники выполняет V, а роль относительного устоя – I.

Семиступенные диатонические лады широко распространены в народной музыке. В композиторском творчестве эти лады используются как для воссоздания народного колорита, так и в связи с определенным характером выразительности, отличающим эти лады от мажора и минора.