3. Особые виды ритмического деления

Ритмическое деление – деление нотных длительностей на равные части. Ритмическое деление характерно для тактовой системы, хотя возникает ещё в мензуральной. Начиная с 14 века вводятся более мелкие нотные длительности путём деления мензуральных нот пополам.

В тактовой нотации основные нотные величины – дроби типа ½ от целой ноты.

Точка рядом с нотой, которая увеличивает её длительность наполовину, указывает на трехдольно ритмическое деление

Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным их делением.

Триоль – 3-дольное деление вместо 2-дольного

Дуоль – 2-дольное деление вместо 3-дольного

Квартоль — 4-дольное деление вместо 3- или 6-дольного

Квинтоль — 5-дольное деление вместо 4- или 3-дольного

Секстоль — 6-дольное деление вместо 4-дольного

Септоль — 7-дольное деление вместо 4-дольного

Октоль — 8-дольное деление (двойная квартоль)

Новемоль – 9-дольное деление

Децимоль – 10-дольное деление

Ритмическое деление на большее число долей специальных названий не имеет. Общее орфографическое правило – писать в особых видах ритмического деления те же нотные величины, что и в замещаемых или основных видах. Правда, оно не всегда соблюдается. Замены 3-дольных длительностей дуолями и квартолями порождают противоречие. Так, чертверть с точкой может быть равна как дуоли, так и квартоли восьмыми; квартоль восьмыми может соответствовать как половинке, так и четверти с точкой. В тактах 6/8, 9/8, 12/8, которые большей частью представляют собой триольные преобразования тактов 2/4, 3/4, 4/4, тактовой доле в четверть с точкой часто соответствует квартоль шестнадцатыми (т.к. четверть, «заменённая» здесь на четверть с точкой, равна именно четырём шестнадцатым).

При переходе к более мелкому ритмическому делению иногда с целью сохранения того же уровня «весомости» композиторы нарушают орфографию (например, вместо октоли 32-х пишут октоль 16-х), реже – наоборот.