4. Размер

Размер – это количественная характеристика тактового метра, указывающая число ритмических единиц (долей) в такте. Цифровое выражение размера называется показателем размера. Обычно оно обозначается дробью без разделительной черты. Числитель указывает количество метрических долей, а знаменатель – продолжительность каждой доли. Исключение: C – 4/4, C alla breve = 2/2

Размеры подразделяются на простые, сложные однородные, сложные смешанные. В простом размере содержится только одна метрическая ячейка, двудольная или трехдольная. Таким образом, в простом размере числитель показателя размера – 2 или 3 – совпадает с числом долей метра. Это 2/1, 2/2, 2/4, 2/8, 2/16, 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.

Сложными называются метры и размеры, образующиеся от слияния нескольких простых метров или размеров в последовательности. Количество акцентов – количество простых метров, слитых в один сложный, т.е. в сложных размерах оказывается две или три сильные доли, совпадающие с первыми долями составляющих их метрических ячеек. Первая из них – основная сильная доля, остальные – относительно сильные доли.

В сложных однородных Размерах содержатся 2, 3, 4 однородные метрические ячейки с одинаковой продолжительностью долей: 4/4=2/4+2/4, 6/8=3/8+3/8, 4/2= 2/2+ 2/2 и так далее. Сложные двухдольные размеры образуются от слияния только двухдольных метрических ячеек, а сложные трёхдольные – только трёхдольных.

Сложные смешанные размеры представляют собо объединение неодинаковых метрических ячеек с одинаковой продолжительностью счётных долей: 5/8=2/8+3/8, 5/4, 7/4, 7/8. В сложных размерах могут варианты относительно сильных долей. Так, в размере 5/8 (5/4) относительно сильной может быть либо третья доля (5=2+3), либо четвёртая доля (5=3+2). Аналогично 7=3+2+2=2+3+2=2+2+3. Оба эти сложных размера, особенно пятидольный, встречаются в русской народной песне и нередко в музыки русских классиков.

Изредка встречаются и другие сложные размеры: 8/8 (3+3+2, 2+3+3, 3+2+3), 9/8 (не 3+3+3, а 2+2+2+3, 2+2+3+2, 3+2+2+2, 2+3+2+2), 11/4.

В сложных размерах длительности группируются так, чтобы были отделены все простые размеры, вошедшие в состав сложного. Структура сложного размера также показывается посредство пунктирных тактовых черт, пояснительного обозначения на нотоносце после основного обозначения размера (5/4 | 2/4 3/4) или над нотоносцем в виде слигованных нот, выражающих простые размеры вошедшие в этот сложный.

Переменным называется размер с изменяющимся количеством счётных долей. Если смена определенного размера в произведении производится строго систематически, то этот переменный размер называется периодическим. В этом случае в начале пьесы сразу выставляются обозначения обоих (или нескольких размеров в соответствии с порядком их чередования.

Если смена размера в произведении производится эпизодически, без системы, то переменный размер называется непериодическим переменным размером. В таком случае внутри пьесы всякий раз выставляется обозначение вновь наступившего размера.

Переменные размеры характерны для русских народных протяжных песен; нередко встречаются в композиторском творчестве (особенно у русских композиторов, непосредственно связанных с народной музыкой).

Такт – это отрезок времени между соседними сильными долями. Такты, как и размеры, бывают простыми (состоят из одной метрической ячейки), сложными однородными и сложными смешанными (соединение простых). Такты, благодаря равномерному чередованию тяжелых и легких тактов (метр высшего порядка), могут объединяться в группы. В зависимости от видов тактов производится группировка длительностей в них и складываются схемы дирижирования.