6. Темп

Темп (итальянское tempo, от латинского tempus – время) – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени. Первоначально темпом называлась величина метрической доли. Современное понятие темпа возникло в XVI-XVII веках. В музыке нового времени темп – средняя скорость движения, оставляющая широкие возможности для эмоционально выразительных отклонений от ровного темпа.

Темп обычно обозначается итальянскими терминами, часто одновременно указывая и на характер движения.

Медленные темпы: Largo – широко; Larghetto – немного скорее, чем Largo; Lento – протяжно; Adagio – медленно; Grave – тяжело.

Умеренные темпы: Andante – не спеша, в темпе шага; Andantino – несколько скорее, чем Andante; Moderato – умеренно; Sostenuto – сдержанно; Comodo – удобно, спокойно; Allegretto – довольно оживлённо.

Быстрые темпы: Allegro – скоро, живо; Vivo (Vivace) – живо; Veloce – скоро; Presto – быстро. К этим терминам (кроме производных – с уменьшительными суффиксами -etto, -ino) часто добавляются дополнительные слова. Для обозначения превосходной степени применяется суффикс -issimo.

Для постепенно изменения темпа используются следующие термины: а также для сдвига к более скорому — piu mosso, а к более медленному meno mosso. Для возвращения: 1) к начальному темпу (или предыдущему); 2) к темпу, предшествующему данному (при нескольких темпах в сочинении) – Tempo precedente. При резкой смене темпа – Doppio movimente (в два раза быстрее), doppio tempo (в два раза медленнее).

Изобретение метронома (1816) позволило ввести более точное указание темпа. Для композиторов и исполнителей (особенно романтического направления) словесные указания важнее, от метрономических же многие композиторы во второй трети XIX века отказались (кроме Р. Шумана). Однако с конца XIX века они снова стали применяться чаще как реакция на исполнительский произвол (в частности, И. Ф. Стравинским).

Темп зависит не только от частоты счётных единиц, но и от их весомости, выраженной в нотных длительностях, величины такта, внутридолевой пульсации, фактуры.