7. Интервалы: диатонические и хроматические

Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда (все чистые, большие, малые интервалы и тритоны, независимо от того, содержат они в себе хроматически изменённые звуки или нет).

Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых им ступеней, а тоновой – количество заключённых в нём тонов и полутонов.

Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными: все увеличенные, уменьшенные (кроме тритонов), все дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы и т.п., не встречающиеся в диатонике.

Увеличенным или уменьшенным может быть любой интервалы, кроме чисто примы (она занимает 0 тонов, поэтому не бывает ум. 1).

Увеличенным называется интервал, который на хроматический полутон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Уменьшённым называется интервал, который на хроматический полутон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступенеей величине. Дважды увеличенным называется интервал на хроматический тон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Дважды уменьшённым называется интервал на хроматический тон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступеневой величине.

Наиболее распространённые дв. Ум. И дв. Ув. Интервалы: дв. ув. 8, 4, 1; дв. ум. 5, 8.

Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и минора (кроме тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени в мажоре или повышения на полтона VII ступени в миноре. Это ув. 2- ум.7; ув. 5 – ум. 4. Все характерные интервалы относятся к хроматическим.

Акустическое разрешение диатонических интервалов

Акустические диссонансы: секунды, септимы, тритоны.

Акустически все диссонансы неустойчивы, все консонансы – устойчивы (но в ладу акустические консонансы могут оказаться неустойчивыми и будут стремиться к разрешению в ладовые устои).

  • Из двух звуков в секунде нижний звук – диссонирующий (требующий разрешения; при наиболее строгом голосоведении), при разрешении идёт на тон или полтона вниз. Верхний звук – свободный, разрешения не требует и остаётся на месте. Б.2 идёт таким образом в б. 3 или м.3, а м. 2 – только в м. 3.
  • Септимы – обращения секунд, поэтому диссонирует в них верхний звук. Разрешается аналогично: диссонирующий верхний голос идёт на полтона или тон вниз, а нижний остаётся на месте. Таким образом б. 7 идёт в б. 6, а м. 7 – в б. 6 и м. 6.

Возможны и более свободные варианты разрешения септим и секунд: диссонирующий звук на секунду вниз, а свободный — в любой звук, образующий консонанс со звуком разрешения.

  • ум. 5: оба звука сходятся : а) на полтона; б) один на полтона, другой на тон;
  • ув. 4: оба звука расходятся аналогично ум. 5.

Ладовое разрешение диатонических интервалов

Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (т.е. звуков T53). Все остальные интервалы, включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, — неуйсточивы и стремятся к разрешению в устойчивые интервалы.

Ладовым разрешением называется переводм неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно произведится на основе секундовых и (реже) кварто-квинтовых тяготений.

Техника:

  • определить тональности, где встречается этот интервал;
  • если этот неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то они оба при разрешении плавно идут в ближайший устойчивый звук. Избегать параллельного движения квинтами, октавами и примами. Желательно, чтобы в интервале разрешения ясно проявлялся лад.
  • Если в интервале один неустойчивый звук, то он плавно разрешается в ближайший устойчивый звук. Другой звук останется на месте.

а) полутоновое всегда более убедительно (если вообще возможно);

б) нельзя неустойчивый звук вести к уиносону с неподвижным соседним голосом;

в) некоторые интервалы (секунды на V и VII ступени) нельзя разрешить только с помощью ладовых тяготений (из-за пункта «б»). Используется двойное разрешение: акустическое + ладовое.

г) септима не идёт в октаву, а разрешается через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям D или S.

д) кварто-квинтовые тяготения основаны, в основном, на ладогармонических функциональных связях: V-I, IV-I. Ближайшие к V ступени звуки – неустойчивые, поэтом при разрешении V-V, V-I. S, хотя и окружена устойчивыми звуками, сохраняет своё подчиненное функциональное значение по отношению к тонике, поэтому тоже возможно IV-I.

Разрешение хроматических интервалов

Увеличенные интервалы разрешаются ходом одного из голосов на секунду в сторону расширения расстояния между голосами. Уменьшенные интервалы – наоборот.

Некоторые (ув. 2, ум. 7, тритоны) также могут разрешаться двусторонне.

В целом, в ладу разрешение хроматических интервалов по своим принципам не отличается от разрешения диатонических интервалов.