8. Интервалы: консонансы и диссонансы

По характеру звучания (фонизму) гармонические интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Консонансами называются те интервалы, звуки которых на слух как бы сливаются и образуют мягкое (относительно мягкое) и акустически устойчивое звучание, не требующее разрешения.

Диссонансами называются те интервалы, звуки которых как бы противоречат друг другу и не сливаются в слуховом сознании воедино, требуют разрешения, т.е. перевода в консонанс.

Степень диссонантности или консонантности гармонических интервалов в значительной мере определяется наличием и яркостью звучания биений (периодическое изменение интенсивности колебания источника звука; образуются в результате сложения двух гармонических колебаний с близкими частотами, возникающих между обертонами звуков интервала.

У чистой примы и чистой октавы при точной настройке между слышимыми обертонами их нет. В чистой кварте и чистой квинте биения не воспринимаются человеческим слухом. Терции и сексты дают ощутимые биения (большие – меньше, малые – больше), но они не нарушают консонантности интервала.

Консонансы делятся на:

  • абсолютные (весьма совершенные) – ч. 1, ч.8;
  • совершенные – ч.5, отчасти ч.4 (в аккорде ч. 4 к басу считается диссонансом);
  • несовершенные – б. и м. 3, б. и м. 6.

Восприятие консонансов и диссонансов зависит также от регистра и октавной удалённости звуков интервала. Так, секста в низком регистре звучит не вполне консонантно, так как биения у низких звуков гораздо слышнее, чем у высоких.

В высоком регистре характер звучания интервалов при прочих равных условиях смягчается, проясняется.

Все остальные интервалы – диссонансы (м. и б. 7, м. и б. 2, отчасти ч.4, все увеличенные и уменьшенные интервалы (большая часть из них – ладовые диссонансы)).

4 аспекта кон/диссонирования:

  • математический (консонанс – более простое соотношение чисел колебаний, диссонанс – более сложное);
  • физический, или акустический (диссонансы имеют более длинные периоды повторяющихся групп колебаний звучащего тела, чем консонансы, и поэтому дают более сильные биения);
  • физиологический (консонансы – мягкое звучание, диссонансы – заострённое, раздражающее, беспокойное);
  • психологический (консонанс – выражение логической опоры, покоя, отсутствия стремлений, диссонанс – носитель напряжения, направленности к консонансу-устою, фактора движения).

В ладовых системах европейской многоголосной музыки спад напряжения при переходе от диссонанса к консонансу (разрешении) создаёт особого рода ощущение удовлетворения, превращаясь в важный эстетический фактор. Чередование консонанса и диссонанса образует как бы «гармоническое» дыхание музыки.

Пифагорейцы относили к консонансам только октаву, квинту и кварту. В 13 веке к консонансам стали относить терцию, а затем и сексту. На рубеже 16-17 веков диссонансы стали вводиться без подготовки консонансами, на рубеже 19-20 веков диссонансы уже необязательно разрешаются в консонансы.

Последователи Пифагора различали консонансы и диссонансы в зависимости от числовых отношений тонов, последователи Аристоксена считали критерием консонантности «приятность» созвучий для слуха.

В XX веке градация сонантности осознаётся как многоступенная.

Градация сонансов по Хиндемиту:

Ч. 1 Ч. 8 Ч. 5 Ч. 4 М. 6 Б. 3 Б. 6 М. 3 М. 7 Б. 2 тритоны Б. 7 М. 2
1:1 2:1 3:2 4:3 8:5 5:4 5:3 6:5 8:7 7:4 7:5 (ум. 5), 10:7 (ув. 4) 16:15 15:18