9. Трезвучие

Трезвучие – аккорд, который состоит из трех звуков, расположенных по терциям (или допускающих терцовое расположение при соответствующих перемещениях образующих его тонов).

Трезвучий четыре типа:

Мажорное (большое) б. 3 + м. 3 (консонанс)

Минорное (малое) м. 3 + б. 3 (консонанс)

Уменьшенное м.3. + м. 3 (диссонанс)

Увеличенное б. 3 + б. 3 (диссонанс)

Нижний звук в основном виде трезвучия называется примой, или основным тоном, средний – терцией (терцовым тоном), верхний – квинтой (квинтовым тоном). Расположение всех звуков по терциям (большим или малым) всегда образует основной вид аккорда.

Обращения трезвучий: секстаккорд (6), квартсекстаккорд (64). В секстаккорде внизу находится терцовой тон, в квартсекстаккорде – квинтовый, в трезвучии – основной.

Увеличенное трезвучие и его обращения звучат абсолютно одинаково вследствие энгармонического равенств большой терции и уменьшенной кварты.

Трезвучия в ладу

T53, S53, D53 – главные трезвучия, остальные – побочные. T53, S53, D53 называются главными, так как в натуральном мажоре и натуральном миноре соответствуют ладовому наклонению, выявляя специфику лада.

Отличительный признак D-вой группы – VII ступень лада. Отличительный признак S-вой группы – VI ступень лада.

Разрешение неустойчивых трезвучий

А) при кварто-квинтомо и терцовом соотношении: устойчивые звуки остаются на месте, а неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения.

Б) при секундовом соотношении: во избежание параллельных квинт, надо взять неустойчивые трезвучия в обращении либо один из звуков (чаще квинту II53) вести в приму T53 на терцию вверх. Возникающий ход на терцию часто заполняют движением (проходящим, поступенным) через VII ступень.

В целом разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.